О специальной оценке условий труда

17.07.2013

Специальная оценка условий труда позволит сократить затраты работодателя за счет предварительной идентификации опасностей и отказа от сплошных инструментальных измерений факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах, признанных безопасными. В теме дня член рабочей группы, созданной для подготовки Законопроекта «О специальной оценке условий труда» О.А. Косырев, описывает некоторые его концептуальные моменты.

С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 243-ФЗ).

Его принципиальным нововведением стало установление дополнительных страховых взносов для работодателей, работники которых заняты во вредных условиях труда, на тяжелых и (или) опасных видах работ. Согласно новой редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) страхование по повышенным тарифам предусмотрено в пользу лиц, занятых:

  • на подземных работах;
  • работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;
  • для работников отдельных профессий и видов работ.

Суммы дополнительных взносов довольно существенны и дифференцированы в зависимости от видов работ. Так, согласно новой редакции ч. 1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ отношении выплат и иных вознаграждений в пользу лиц, занятых на поземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, установлены следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР):

  • на 2013 г. – 4%;
  • на 2014 г. – 6%;
  • на 2015 г. и последующие годы – 9%.

В случае если речь идет о лицах, занятых на работах с тяжелыми условиями труда, а также о работниках отдельных профессий и некоторых видах работ, то в соответствии с ч. 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ размер дополнительных страховых взносов в ПФР составляет:

  • в 2013 г.– 2%;
  • в 2014 г. – 4%;
  • 2015 г. и последующие годы – 6%.

Согласно ч. 4 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов(работодатели) освобождаются от уплаты страховых взносов по вышеуказанным дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ), проводимой в порядке, установленном отдельным федеральным законом.

Вскоре после принятия Закона № 243-ФЗ Президент РФ подписал поручение от 26.12.2012 № Пр-3499, в котором обязал Правительство РФ до 1 сентября 2013 г подготовить и внести в Госдуму проект федерального закона, регулирующего порядок проведения специальной оценки рабочих мест на предмет их соответствия требованиям пенсионного законодательства, а также соотношение размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых работодателями в отношении работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и или) опасными условиями труда, с результатами этой оценки.

Законопроект «О специальной оценке условий труда» (далее – законопроект) сейчас разрабатывается. Вместе с ним в Госдуму будут внесены проекты федеральных законов, предусматривающих соответствующие поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации далее – ТК РФ) и иные нормативные акты.

Как член рабочей группы, созданной для подготовки Законопроекта, становлюсь на его некоторых концептуальных моментах.

Целями СОУТ являются:

  • выявление и идентификация опасностей;
  • оценка соответствия условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
  • мониторинг условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда (т. е. гигиеническая оценка);
  • установление работникам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством;
  • освобождение работодателей от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам, если условия труда приведены в соответствии с нормативными требованиями.

Результаты СОУТ применяются:

  • для установления работникам, занятым на рабочих местах, на которых по результатам СОУТ констатированы вредные и (или) опасные условия труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда (в соответствии с требованиями ТК РФ и постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»);
  • расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (возможно изменение системы тарификации в целом);
  • освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам;
  • иных целей – по аналогии с аттестацией рабочих мест по условиям труда (далее – АРМ) (разработка и реализация мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, информирование работников об условиях труда на рабочих местах и о существующем риске повреждения здоровья, обоснование для проведения обязательных медосмотров и др.).

Предполагается, что по общему правилу СОУТ будет осуществляться один раз в пять лет совместно работодателем и организацией, аккредитованной на ее проведение. При этом СОУТ будет представлять собой единый комплекс последовательно выполняемых процедур, включая:

  • подготовку к проведению СОУТ;
  • идентификацию опасностей на рабочих местах;
  • оценку профессионального риска.

Проведение СОУТ в виде единого комплекса процедур обеспечит:

  • сокращение затрат работодателя на реализацию нескольких однотипных процедур по оценке условий труда работников (АРМ, производственный контроль условий труда, оценка риска на рабочих местах);
  • сокращение затрат работодателя на проведение «сплошных» измерений всех «потенциально» действующих на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, за счет выявления рисков повреждения здоровья на этапе, предшествующем исследованиям;
  • оценку условий труда работников с учетом защитных свойств применяемых на рабочем месте средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ);
  • эффективное управление профессиональными рисками за счет определения показателей, формирующих уровень профессионального риска отдельного работника и предприятия в целом;
  • возможность организации проведения эффективного мониторинга состояния условий труда на рабочих местах и разработки профилактических мероприятий по сохранению здоровья и обеспечению безопасности работников.

В целом результаты СОУТ будут способствовать решению задачи по созданию основ управления профессиональными рисками.

О.А. Косырев, ген. дир. Клинского института охраны и условий труда.

Журнал "Справочник специалиста по охране труда" №7 2013 год.